Воскресенье, 21 Января 07:51:24

Описание образовательной программы ГАОУ школы 7.
ГАОУ школа № 7, г. Благовещенск является общеобразовательным учреждением специального (коррекционного) образования VIII вида. Образовательная программа государственного автономного общеобразовательного учреждения Амурской области «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 7, г. Благовещенск», разработанная творческой группой педагогов, является нормативным документом учреждения, регламентирующим особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и федерального компонента государственного образовательного стандарта.
При разработке образовательной программы учтены:
- возможности образовательной среды и социокультурные особенности г. Благовещенска;
- возможности школы в расширении и совершенствовании образовательной среды: организация работы групп продленного дня, система дополнительного образования, новые образовательные технологии организации образовательного процесса;
- уровень готовности педагогов к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работает высококвалифицированный коллектив, постоянно совершенствующий свое профессиональное мастерство;
- материально-техническое обеспечение учебного процесса: в школе созданы комфортные условия для участников образовательного процесса: спортивный зал, библиотека; в учебных кабинетах - мультимедийные проекторы, интерактивные доски; высокоскоростной выход в Интернет; наличие кабинетов специалистов и др.;
- традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовая циклограмма праздников, участие в опытно-экспериментальной работе педагогического коллектива, интеллектуальные и творческие конкурсы, выставки обучающихся и педагогов, сотрудничество с родителями, педагогической общественностью.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» выделил некоторые особенности при реализации общеобразовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Адаптированная основная общеобразовательная программа разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, запросов и образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) и является документом, обеспечивающим единство образовательного пространства и достижение планируемых результатов на ступени общего образования (реализует образовательную программу начального общего образования для I-IV классов и образовательную программу основного общего образования для V-IX классов).
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) — это образовательная программа, адаптированная для обучения обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В основу разработки АООП ОО заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью к:
• структуре образовательной программы;
• условиям реализации образовательной программы;
• результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Определение варианта адаптированной основной общеобразовательной программы осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
АООП состоит из двух частей:
• обязательной части,
• части, формируемой участниками образовательных отношений.
В соответствии с требованиями ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в ГАОУ школе № 7 создана дифференцированная АООП с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся. В содержании АООП представлены общеобразовательные программы:
1 вариант: адаптированная основная общеобразовательная программа (вариант С) – АООП – для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости;
2 вариант: адаптированная общеобразовательная программа (вариант D) - АОП – для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

В структуре каждого варианта АООП для обучающихся с умственной отсталостью представлены:
1. Пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи АООП, срок ее освоения, представлена краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП..
3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП.
4. Содержание образования:
• Программа формирования базовых учебных действий;
• Программы учебных предметов, курсов:
• Программа нравственного развития;
• Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
• Программа коррекционной работы (коррекционных курсов);
• Программа внеурочной деятельности;
• Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса;
5. Система условий реализации АООП в соответствии с требованиями стандарта:
• кадровые условия;
• финансово-экономические условия;
• материально-технические условия.

Адаптированная основная общеобразовательная программа ежегодно обновляется в соответствии с современными требованиями: составляется учебный план на год, разрабатываются адаптированные основные общеобразовательные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.
Учебный план образовательного учреждения обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает:
- 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов;
- 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов;
АОП ОО (вариант D) обучающихся с умственной отсталостью направлена на фор-мирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравствен¬ными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь макси¬мально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант С), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование (по варианту D) адаптированной общеобразовательной программы, обучается по специальной индивидуальной образовательной программе (СИОП)..
Для обучающихся 1-9 классов в возрасте до 18-ти лет, которые по состоянию здоровья не могут посещать занятия в школе, осуществляется индивидуальное обучение на дому по индивидуальным учебным планам в соответствии с имеющимися стандартами. Индивидуальные образовательные запросы обучающихся учитываются при разработке учебного плана и выборе учебных программ, коррекционных курсов.