Четверг, 18 Октября 04:26:36

«Использование оборудования сенсорной комнаты в образовательном процессе»

Использование оборудования в процессе обучения призвано обеспечить коррекционную работу с обучающимися в процессе обучения и воспитания.

Организационное обеспечение

Организационное обеспечение сенсорной комнаты предполагает подготовку её оборудования в соответствии с задачами работы педагога-психолога, дефектолога.

Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

  • Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, фонотека музыки. Ребёнок или взрослый, лёжа на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу со взрослым и ребёнком.
    • Активационный – в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики и т.д. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса, тактильного развития.
    • Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью её использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.

Освещенность и цвет                                                                  

Освещение в комнате осуществляется при помощи ламп дневного света. Во время релаксационных занятий включаются различные световые приборы.

В комнате два окна, которое закрывается жалюзи, что служит дополнительным эффектом при использовании световых приборов, которые служат для психологической разгрузки, что помогает во время занятий детям и взрослым расслабиться, снять напряжение.

В комнате светлоокрашенные стены, на полу ковае.

Площадь кабинета освещена равномерно.

Организация пространства

Учитывая специфику задач сенсорной комнаты, она должна территориально включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

  1. Пуфик – кресло, остров с гранулами (2 шт.) – это сидение, которое служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму тела. Сидя на пуфике можно расслабиться, слегка откинувшись назад, и наблюдать за происходящим вокруг. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счёт лёгкого точечного массажа.
  • Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляющее. Яркие светооптические и звуковые эффеты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
  1. Музыкальный центр с CD дисками – музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствует регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в сенсорной комнате целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.д.
  2. Волшебная нить с контроллером – 10-ти метровая гибкая трубка, с цветными лампочками внутри. Свет путешествует внутри трубки. Скорость движения света можно регулировать при помощи ручки на контроллере, что создаёт бесконечно разные эффекты. Трубка абсолютно безопасна, её можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали.
  3. Пучок фибероптических волокон с подсветкой - водопад волокон, изменяющий свой цвет вдоль волокна. Совершенно безопасные волокна можно перебирать, держать, обнимать. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание.
  4. Колесо спецэффектов с прожектором - это прожектор, создающий в сенсорной комнате на стенах, потолке световое пятно с переливами всевозможных красок и узоров. Волшебное зрелище, напоминающее северное сияние, приковывает внимание. Изменяющиеся цвета без четких границ не требуют значительного интеллектуального напряжения и позволяют ребенку максимально расслабиться, способствуя релаксации и развитию фантазии. Кнопки на задней стенке прибора позволяют регулировать скорость вращения жидкого диска.
  5. Светильник водопад – журчание воды, успокаивает нервную систему, переплетение веток с листьями, создаёт прекрасную эстетическую композицию.
  6. Аромонабор – генератор запахов – для аромоигр и аромотирапии. Запахи  выполняют важную связующую функцию между телом и сознанием. За доли секунды сигнал передаётся из обонятельного центра в определённый отдел мозга, который управляет  эмоциями. Таким образом можно направленно воздействовать на настроение ребёнка: взбодрить его или, наоборот, успокоить.

10. Зеркальный шар – крутящийся. Зеркальный шар с подсветкой: предназначен для создания визуальных эффектов, не требующих значительного интеллектуального напряжения; создаёт эффект мерцания, оставляя всевозможные блики на имеющейся поверхности; развивает воображение, позволяет максимально расслабиться.

11. Светильник «Ночное небо» - на тёмном фоне появляются светящиеся фигуры звёзд, месяца, кометы, что создаёт сказочное настроение, приглашает в удивительное путешествие сенсорной сказки.

  • Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
  1. Подушечки с гранулами – предназначены для тактильной чувствительности, обеспечивающие разнообразные ощущения.
  2. Дидактическая игрушка «Черепаха» - мягкая, разноцветная, оснащённая шнуровкой и пуговицами. Можно использовать для развития мелкой моторики рук и ознакомление/закрепление цвета.
  3. Тактильная панель - развивает осязательные навыки и в то же время учит различать такие повседневные понятия, как: «теплый/холодный», «мягкий/твёрдый», «гладкий/шершавый», «круглый/квадратный», «зафиксированный/двигающийся» и т.д. Панель служит для корректировки различных патологий, оказывают значительное воздействие на органы чувств посредством звуковой, тактильной и визуальной  стимуляции, а также тактильная панели является важным дополнением к любой сенсорной комнате.  В тактильной панели с декоративными элементами совмещено множество тактильных предметов различных цветов, форм и размеров: жесткая щетка, пучок веревочек, замочек, деревянные фигурки, кольца, цветные геометрические фигуры, игрушки на веревочке и другие. Также использованы материалы различных фактур: металлическая рифленая поверхность, ковролин с мягким ворсом, резиновая поверхность, пластмассовая поверхность «травка».
  4. Тактильная дорожка - набор из 7 (семи) модулей, которые предназначены для исследования и тактильной стимуляции. Поверхности модулей содержат образцы различных текстур. Дорожка используется для хождения по ней, а также для ощупывания руками. Составляющие покрытия:  металлическое покрытие с рефленой поверхностью, покрытие из ковролина с мягким ворсом и с жестким ворсом, покрытие из мелких камней, пластмассовая поверхность "елочка", "травка".
  5. 1.Предметно-практические действия:
  6. 2.Ритмика
  7. 3.Логопедия

Отчет по использованию оборудования

для сенсорной комнаты

         В рамках образовательной программы в школе организуются  коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности. Во время занятий происходит развитие сенсорных процессов, восприятия, ощущения, познавательных процессов, памяти, внимания, воображения, также она служит для релаксации, урегулирования психо – эмоционального состояния учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

       Коррекционный курс охватывает все ступени обучения и реализуется в урочной и внеурочной деятельности

Коррекционный блок является обязательной частью БУП.

Сводный учебный план ГАОУ школы №7, г. Благовещенск на 2017-2018 учебный год

№ п/п

Образовательные области

Образовательные компоненту (учебные предметы)

Количество часов в неделю, классы

Федеральный компонент

Школьный компонент (коррекционные технологии)

ЛФК

1

             

Ритмика

1

             

Логопедическая коррекция

3

2

2

2

       

Игра, игротерапия

1

             

Психологический практикум

       

2

2

2

2

Факультативы:

               

Спортивный час

 

1

1

1

1

1

1

1

Профориентационное (трудовое) направление

   

1

 

1

1

1

 

Логопедическая коррекция

             

1

Азбука общения

 

1

           

В мире математики

     

1

       

Максимально допустимое количество часов

29

31

35

35

35

37

38

38

УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП (вариант 1)для обучающихся, реализующих ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в I - III классах

Предметные области

 

Классы

 

Учебные предметы

 
 
 

Количество часов в неделю

I класс

II класс

III класс

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

     

Сенсорное развитие

-

3

3

Максимально          допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

21

23

23

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

 

3

3

3

Мир вокруг нас

1

1

1

Коррекция через искусства

1

1

1

Сказкотерапия

1

1

1

 

1

1

1

 

2

2

2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП (вариант 2), для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)

№ п/п

Образовательные области

Образовательные компоненту (учебные предметы)

Количество часов в неделю, классы

Начальные классы

Старшие классы

4

5

6

7

8

9

Региональный (национальный) компонент

Школьный компонент (коррекционные технологии)

ЛФК

1

         

Ритмика

1

         

Логопедическая коррекция

3

2

2

     

Игра, игротерапия

1

         

Психологический практикум

       

2

2

Факультативы:

 

2

2

2

2

2

Логопедическая коррекция

         

1

Спортивный час

         

1

Максимально допустимое количество часов

29

31

35

35

37

38

УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП (вариант 1) для обучающихся надомного обучения, реализующих ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в I - III классах

Предметные области

 

Классы

 

Учебные

 

предметы

 

Количество часов в неделю

I класс

II класс

III класс

Коррекционно-развивающая область:

2

 

2

     Сенсорное развитие

0,5

 

0,5

Предметно-практические действия

0,5

 

0,5

Логопедия

1

 

1

Охват обучающихся коррекционной работой обширен и выходит за границы классно-урочной системы. Коррекционный курс со специалистами разного профиля, для детей надомного обучения, реализуется в здании школы.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Сенсорное развитие ( 1-4 кл.)

Факультативы:

«Трудности в обучении и поведении» (психолог);

«Долой агрессию и гнев» (психолог)

Предметно – практические действия:

- Мир вокруг нас

- Коррекция через искусство

- Сказкотерапия

ЛФК

Музыка и движение

 

Двигательное развитие

Занятия, организуемые для детей предшкольного обучения

Альтернативная коммуникация

Развитие психомоторики

Ритмика

Арт терапия

Игротерапия

 

Психологический практикум

 

Логопедическая коррекция

 

Специализированное оборудование в рамках программы «Доступная среда» позволяет организовать данную работу. В режиме работы специалистов психолого, дефектолога, логопеда, учителя осуществляется:

 1.      индивидуальный подход;

2.      предотвращение наступления  утомляемости;

3.      активизация познавательной  деятельности;

4.      проведение подготовительных занятий в рамках подготовки детей к школе;

5.      обогащение знаниями об окружающем мире;

6.      коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления.

Оборудование:

Оборудование

Назначение

Техническое описание

Световой модуль

для рисования песком предназначен для зрительной стимуляции, развития мелкой моторики, воображения

модуль представляет собой четырехугольный деревянный короб с подсветкой цветами светодиодными матрицами. Внутрь короба насыпается кварцевый песок. Электронный блок обеспечивает прямой выбор цвета подсветки и набор автоматических программ. Выбор режимов осуществляется при помощи дистанционного пульта.

Фиброоптическая тактильная панель

изделие используется в малоподвижных играх детей.

Изделие стимулируют тактильные и зрительные ощущения, способствует концентрации внимания, восприятию пространства и снятию напряжения.

на поверхности панели размещены различные тактильные элементы: цепочки, пучок веревочек, объемные деревянные фигуры. Углы панели выполнены из разных фактурных материалов. В центре панели расположен лабиринт. В корпус панели вмонтировано фиброоптическое волокно с источником света.

Тактильно-развивающая панель.

изделие используется в малоподвижных играх детей. Предназначена для возможности упражняться в различении и сопоставлении цветов, развивать мелкую моторику и стимулировать зрительную и тактильную активность.

данное изделие представляет собой деревянное основание, с двенадцатью деревянными домино. В каждом домино закреплена веревочка, продетая сквозь основание. На конце веревочки шарики диаметром 30мм.

Шар зеркальный

шар зеркальный предназначен для декоративного оформления интерьеров различного назначения, а при использовании световых пушек и привода создание классического светового эффекта метели из световых «зайчиков» и других световых эффектов.

шар представляет из себя полусферу, оклеенную зеркалами

Пучок   Фибероптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»

Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание.

пучок содержит 100 фибероптическихволокон с боковым свечением в местах равномерно распределенных по длине волокон. Длина каждого волокна 2 м.Все волокна собраны в общий кабель, торец которого должен быть подключенн к интерактивному источнику света

Тактильная дорожка 

Дорожка используется для хождения по ней, а также для ощупывания руками. Составляющие покрытия:  металлическое покрытие с рефленой поверхностью, покрытие из ковролина с мягким ворсом и с жестким ворсом, покрытие из мелких камней, пластмассовая поверхность "елочка", "травка".

набор из 7 (семи) модулей, которые предназначены для исследования и тактильной стимуляции.