Аннотация к адаптированной основной общеобразовательной программе ГАОУ школы № 7
на 2016-2019 учебный год.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (АООП) — это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) — это образовательная программа, адаптированная для обучения обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ ч.5-7, ст.12)
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает создание условий с учетом особых образовательных потребностей двух групп обучающихся. Соответственно образовательная организация может реализовывать два варианта АООП (варианты 1 и 2), в том числе СИПР.
АООП варианта 1 ориентирована на обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предполагает получение умственно отсталыми обучающимися образования, не соотносимого по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, а также обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития получают образование по АООП варианта 2, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую его специфические образовательные потребности.
АООП определяет содержание образования, планируемые результаты освоения обучающимися данной программы, систему оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения данной программы и условия ее реализации. Для обучающихся создаются специальные условия обучения и воспитания, в том числе учебные планы, программы, системы оценивания в процессе промежуточной и итоговой аттестации личностных и предметных результатов освоения АООП.
В структуру адаптированной основной общеобразовательной программы образования включаются две программы:
АООП разрабатывается на основе федерального государственного образовательного Стандарта. Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и АООП образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее ― СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью образовательная организация может создавать дифференцированные АООП с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся (в соответствии с ФГОС — варианты I и II).
Каждый вариант АООП состоит из двух частей:
Соотношение частей и их объем определяется ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью.
В структуре каждого варианта АООП представлены:
1. Пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи АООП, срок ее освоения, представлена краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП.
3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП.
4. Содержание образования
• Программа формирования базовых учебных действий;
• Программы учебных предметов, курсов:
• Программа нравственного развития;
• Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
• Программа коррекционной работы;
• Программа внеурочной деятельности;
• Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса;
5. Условия реализации ООП
• кадровые условия;
• финансово-экономические условия;
• материально-технические условия.
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:
- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программыобразования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В основу разработки АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС обучающихся с умственной отсталостью к:
• структуре образовательной программы;
• условиям реализации образовательной программы;
• результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП реализация деятельностного подхода обеспечивает:
• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
• прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
• существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы положены следующие принципы:
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант I), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту IIадаптированной общеобразовательной программы, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
АОП ОО (вариант II) обучающихся с умственной отсталостью направлена на развитие личности, формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).
АООП разработана на основе и соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в сфере образования, изложенными в Федеральном Законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (пп.1, 2, 3, 7, 8 ст. 3), формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями.
В основу формирования АООП (вариант II) положены общедидактические принципы и принципы организации коррекционно-развивающей работы. К общедидактическим принципам относятся следующие:
– принцип развития обучающихся;
– принцип деятельности;
– принцип природосообразности обучения;
– принцип целостности.
К принципам организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья относятся:
– принцип учёта типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
– принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач,
– принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
– принцип планирования и организации специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей,
– принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
– принцип комплексного использования методов и приемов коррекционной деятельности;
– принцип учёта психофизического состояния обучающегося при определении объёма и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы;
– принцип направленности на формирование деятельности;
– принцип взаимосвязи в работе специалистов;
– принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе;
– принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации, при реализации которого весь образовательный процесс ГАОУ школа № 7, г. Благовещенск строится таким образом, чтобы у обучающихся формировалась активная жизненная позиция, оптимизм, коммуникабельность, уверенность в своих силах;
– принцип планирования и проведения всех образовательных и коррекционных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций и формирование приёмов их компенсации.
Итоговые достижения обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям умственно отсталых детей без дополнительных нарушений. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненная компетенция») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования способностей для активной жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который ведет подавляющее большинство обычно развивающихся людей: жить дома, решая разные вопросы повседневного быта; участвовать в трудовой деятельности вместе с другими людьми; проводить свободное время, решая где, как и с кем; в целом иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих максимально самостоятельно (соразмерно психическим и физическим возможностям) решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Вышеперечисленные особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость специальной индивидуальной образовательной программыдля их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
Специальная индивидуальная образовательная программа (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной образовательной программы и нацелена на образование детей с умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (полгода, один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, при участии его родителей.
С полным текстом программы вы можете познакомиться на нашем сайте в разделе «Сведения об образовательной организации» – «Образование» - «Образовательная программа»