Четверг, 19 Июля 04:57:16

Аннотация к адаптированной основной общеобразовательной программе  ГАОУ школы № 7

на 2016-2019 учебный год.

           Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (АООП) — это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

         Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) — это образовательная программа, адаптированная для обучения обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ ч.5-7, ст.12)

 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает создание условий с учетом особых образовательных потребностей двух групп обучающихся. Соответственно образовательная организация может реализовывать два варианта АООП (варианты 1 и 2), в том числе СИПР.

            АООП варианта 1 ориентирована на обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предполагает получение умственно отсталыми обучающимися образования, не соотносимого по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

 Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глу­бокой степени, а также обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития получают об­ра­зо­вание по АООП ва­рианта 2, на основе ко­то­рой об­ра­зо­ва­тель­ная ор­га­ни­за­ция разрабатывает специальную ин­дивидуальную про­г­ра­м­му развития (СИПР), учитывающую его специфические об­разовательные по­тре­б­но­с­ти.

  АООП определяет содержание образования, планируемые результаты освоения обучающимися данной программы, систему оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения данной программы и условия ее реализации. Для обучающихся создаются специальные условия обучения и во­спитания, в том числе учебные планы, программы, системы оценивания в процессе промежуточной и итоговой аттестации личностных и предметных результатов ос­во­е­ния АООП.        

       В структуру адаптированной основной общеобразовательной программы образования включаются две программы:

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (вариант I).
  2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II).

            АООП разрабатывается на основе федерального государственного образовательного Стандарта. Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и АООП образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее ― СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.

     В соответствии с требованиями ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью образовательная организация может создавать дифференцированные АООП с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся (в соответствии с ФГОС — варианты I и II).

     Каждый вариант АООП состоит из двух частей:

  • принципы государственной политики РФ в области образования  (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на двух уровнях (начальное и основное обучение);
  • принцип целостности содержания образования;
  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
  • принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
    • принцип сотрудничества с семьей.

Соотношение частей и их объем определяется ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью.

  В структуре каждого варианта АООП представлены:

1.         Пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи АООП, срок ее освоения, представлена краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

2.         Планируемые результаты освоения обучающимися АООП.

3.         Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП.

4.         Содержание образования

•          Программа формирования базовых учебных действий;

•          Программы учебных предметов, курсов:

•          Программа нравственного развития;

•          Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

•          Программа коррекционной работы;

•          Программа внеурочной деятельности;

•          Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса;

5.        Условия реализации ООП

•          кадровые условия;

•          финансово-экономические условия;

•          материально-технические условия.

      Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:

- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее разви­тие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллек­туальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

 Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программыобразования обучающихся с легкой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

           В основу разработки АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

          Дифференцированный подход к построению АООП предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС обучающихся с умственной отсталостью к:

•          структуре образовательной программы;

•          условиям реализации образовательной программы;

•          результатам образования.

          Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

          Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.

           Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

           Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

            В контексте разработки АООП реализация деятельностного подхода обеспечивает:

•      придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

•      прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

•      существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

•      обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

       В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы положены следующие принципы:

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант I), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту IIадаптированной  общеобразовательной программы, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.

АОП ОО (вариант II) обучающихся с умственной отсталостью направлена на развитие личности, фор­мирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравствен­ными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь макси­мально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

       АООП разработана на основе и соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в сфере образования, изложенными в Федеральном Законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (пп.1, 2, 3, 7, 8 ст. 3), формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями.

         В основу формирования АООП (вариант II) положены общедидактические принципы и принципы организации коррекционно-развивающей работы. К общедидактическим принципам относятся следующие:

принцип развития обучающихся;

принцип деятельности;

принцип природосообразности обучения;

принцип целостности.

   К принципам организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья относятся:

принцип учёта типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач,

–    принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип планирования и организации специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей,

принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

принцип комплексного использования методов и приемов коррекционной деятельности;

принцип учёта психофизического состояния обучающегося при определении объёма и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы;

принцип направленности на формирование деятельности;

принцип взаимосвязи в работе специалистов;

принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе;

принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации, при реализации которого весь образовательный процесс ГАОУ школа № 7, г. Благовещенск строится таким образом, чтобы у обучающихся формировалась активная жизненная позиция, оптимизм, коммуникабельность, уверенность в своих силах;

принцип планирования и проведения всех образовательных и коррекционных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций и формирование приёмов их компенсации.

Итоговые достижения обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям умственно отсталых детей без дополнительных нарушений. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненная компетенция») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования способностей для активной жизни в семье и обществе.

Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР  является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который ведет подавляющее большинство обычно развивающихся людей: жить дома, решая разные вопросы повседневного быта; участвовать в трудовой деятельности вместе с другими людьми; проводить свободное время, решая где, как и с кем; в целом иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих максимально самостоятельно (соразмерно психическим и физическим возможностям) решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.

Вышеперечисленные особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость специальной индивидуальной образовательной программыдля их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Специальная индивидуальная образовательная программа (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной образовательной программы и нацелена на образование детей с умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (полгода, один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, при участии его родителей.

 С полным текстом программы вы можете познакомиться на нашем сайте в разделе «Сведения об образовательной организации» – «Образование» - «Образовательная программа»